Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей. «Выращивание» и освоение передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества. Освоение современных образовательных технологий.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя. Профессионально-личностные характеристики современного учителя: самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д. В нормативных документах определяется необходимость использования при переподготовке учителя принципов личностной ориентации, гуманизации, гуманитаризации, культуросообразности; фундаментальности, усиления методологической составляющей содержания образования, обеспечивающих изучение его основополагающих проблем. Очевидно, что эти принципы не могут реализовываться привычными для методической подготовки средствами трансляции знаний. Профессиональная самоорганизация - способность специалиста к “самовыращиванию” своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы, иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности. Благодаря профессиональной самоорганизации возникают новые личностные качества человека, представляющие самостоятельные способы его мировоззренчески-оценочного отношения к профессиональной деятельности. Они имеют опосредованное касательство к профессиональным качествам, поскольку обеспечивают возникновение мотивов профессиональной деятельности, критичности и рефлексии по отношению к ней, выработку самостоятельного (автономного) понимания ее смысла и т.д. В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция учителя - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Ключевые компетенции - это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям . Структура компетенции включает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Когнитивный компонент: достижение такого уровня образованности, который характеризует человека, компетентного в решении познавательных, жизненных и культуротворческих проблем на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении. Деятельностный компонент: - в предметной деятельности (по областям применения знаний и умений): умения письменного и устного общения, выполнения математических действий, владения информационно-компьютерными технологиями и т.п.; способность принимать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем; уважать друг друга; способность к непрерывному образованию и т.п.; - в надпредметной деятельности: в основе - интеллектуальные, коммуникативные и деловые умения, необходимые для самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности: извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; решать проблемы; заниматься самообразованием (познавательные компетенции); организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; занимать позицию в дискуссии, иметь и проявлять собственное мнение (мыслительные компетенции); запрашивать разные базы данных; опрашивать окружающих; консультироваться у экспертов; получать информацию; работать с документами и классифицировать их (поисковые компетенции); включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и внести свой вклад; доказать солидарность; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; организовывать свою работу (деловые компетенции); уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, переживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять контракты (компетенции сотрудничества); показать гибкость перед лицом быстрых изменений, стойкость перед трудностями; находить новые решения (адаптационные компетенции) . Личностный компонент - самообеспечение уровня развития, который характеризует человека, обладающего гражданской, духовно-нравственной и индивидуально-личностной зрелостью.
Педагогическое творчество, как основание для развития инновационной деятельности в рамках методического объединения и, соответственно, для разработки новых отношений к этому явлению, может быть представлено исходя из его общей характеристики. Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного продукта. «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» (Л.С. Выготский); в обучении и учении — создание условий для размышления над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его “значение-для-себя”, личностная ценность. Для этого знание должно переосмыслиться: “переосмысление способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом” (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.). В воспитании — создание условий для самоорганизации культурных смыслов и образцов поведения в процессе совместного поиска смыслообразующих основ жизни. Новые образовательные технологии - это, прежде всего, инновационные технологии изменения содержания и смыслов в отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. В личностно ориентированном образовании педагогическая технология — это процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты (цель, условия, содержание, средства, результат). Различают традиционное и гуманистическое понимание технологий: в традиционной педагогике преобладает технократический подход — технология как точно установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленная на достижение заданного результата — необходимых качеств обученности и воспитанности; в гуманистической педагогике технология является целостной моделью (гибким алгоритмом) реализации педагогической концепции, обеспечивающей “выход на личность” посредством создания культуросообразной среды личностного развития, организации смыслопоисковой деятельности и оказания педагогической поддержки самоорганизации личности. Здесь технологичность возможна на уровне общего подхода, плана действий, а не жесткого распределения шагов и шажков учителя. Личностно ориентированное образование в целом - это высокая целостная гуманитарная технология открытого типа. Отличается от технологий традиционного образования, работающих с познавательной (когнитивной) сферой и мышлением тем, что проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Цель: развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.) и индивидуальности. Технологическое обеспечение самоорганизуемого образовательного процесса требует от педагогов глубокого понимания того, что происходит с обучаемым в педагогическом процессе, как «проращивается» его личность, как образовательный процесс «развертывает» его фундаментальные природные и социальные свойства, наполняет культурным, ценностно-смысловым содержанием его сознание. Отличительные особенности технологии ЛОО как открытой, саморазвивающейся педагогической деятельности: ориентация на человека как главную ценность и цель образования (аксиологический подход); поддерживает и развивает субъектные свойства и индивидуальность (личностный подход); пробуждает личные смыслы учения и жизни, вводит в мир культуры (культурологический подход); пробуждает творческий потенциал личности (деятельностный подход); стимулирует к самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном социуме (синергетический подход). Изучение и использование личностно ориентированных технологий эффективно только тогда, когда у педагогов существует достаточный уровень инновационной грамотности: внедряются далеко не все новые технологии, а только те, которые действительно воплощают новые смыслы управления. Иными словами, надо научиться грамотно выбирать, т.е. не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов. Для овладения инновационной грамотностью сегодня недостаточно знать основные педагогические категории (цель, принципы, содержание, технологии и т.д.), а также уметь подставлять их в ту или иную ячейку урока. Личностно ориентированное образование может быть обеспечено грамотностью более высокого уровня - методологической, обучение которой и составляет смысл современной методической работы. В свою очередь, она включает научно-педагогическую грамотность. Проблема научно-педагогической грамотности: культура педагогического интеллекта рассматривается при методической учебе не как культура творчества, а как культура исполнения предписаний. В связи с этим сохраняется ориентация на воспроизведение образцов педагогического опыта, который зачастую выстраивается на интуитивных представлениях, озарениях и т.д. его авторов. Попытки его повторения (опыт учителей-новаторов В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.) приводят к схематичному копированию и лишают его обязательного компонента - эффекта присутствия самого автора. В последние годы все больше внимания уделяется научным основам возникновения педагогического творчества. Но в учебниках сохраняется приоритет отбора знаний по принципам, базирующимся на классической философии естественно-научного познания - детерминизма, рационализма, абсолютизма и редукционизма. Эти принципы устанавливают порядок обращения к рассудку, минующий работу разума. Такой порядок сводит методическую подготовку к заучиванию безжизненных схем и классификаций, воплощающих принципы систематичности, наглядности, доступности и т.д. Рассудочный образ педагогической деятельности, формируемый подобным способом, не позволяет вмещать в сознание динамику педагогической реальности, переполненной смещениями и взаимопроникновениями предметных областей, связями знаний с чувствами, научных данных с культурными традициями. Главным итогом такой подготовки является отсутствие способностей к культурному размышлению по поводу изучаемых педагогических феноменов. Побочным следствием методической подготовки, сохранившей традиционную авторитарную основу в принципиально новой политико-экономической ситуации, становится научно-педагогическая безграмотность, или недоученность. Недоученность учительского разума, провоцируемая содержанием традиционно изложенных знаний и есть та отправная точка, с которой начинается путь к авторитарному радикализму, педагогической непримиримости, диктатуре учителя. Отсюда же берут свое начало и другие фантомы культурной недоразвитости педагога: бестактность, возрастное превосходство, профессиональное высокомерие и т.д. Педагогическая грамотность понимается как основа педагогической культуры учителя. Исходя из определения Г.Г. Шпета: “культура — это культ разумения”, содержанием педагогической грамотности становятся не только знания, как это принято в классических формулировках, но и их культурные смыслы. Учебный процесс их порождения, в отличие от процесса передачи готовых смыслов, включает более сложный механизм сознания — разум. Работа разума, в отличие от деятельности рассудка, выстраивается не только на усвоенном, а на построенном знании. Это знание определяется как “живое”, в нем “слиты значение и укорененный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл” (В.П. Зинченко). Но именно деятельность разума, а не рассудка, определяет возникновение культурных характеристик педагога: человечности, интеллигентности, рефлексивности, толерантности, понимания, концептуальности, разумной критичности, несуетной активности, способности к взаимодействию и т.д. Превращение педагогических образцов в основу для построения своей деятельности возникает на базе умения придавать им личностный смысл. Оно появляется не только в результате накопления, но и осмысления проблемных, неоднозначных знаний: о противоположных научных взглядах на возникновение педагогической деятельности и науки о ней, о методологии того или иного подхода к образованию и разработке его основных категорий - обучения, воспитания, развития; о различных пониманиях смысла общих основ педагогики - педагогических идей, идеалов, ценностей, целей, принципов, содержания и средств образования; о различных пониманиях личности учителя, его роли в обучении и воспитании, его умений выбирать, разрабатывать и использовать условия, формы и средства образования. Компоненты научно-педагогической грамотности: формулировка концептуальной позиции по поводу излагаемых знаний; выделение и критичное оценивание проблематики вопроса; представление и мотивирование различных позиций ее понимания, демонстрация связи причин и следствий, придание изучаемому материалу «открытого» вида, создание условий для пробуждения проблемных представлений, для дополнения учениками изучаемого явления своими пониманиями и т.д. Показатели научно-педагогической грамотности: умения различать гуманистические и псевдогуманистические парадигмы; интеллектуальные умения - осмысление, переосмысление, дискредитация прежних смыслов, поиск источников смысла, соотнесение сущности явления с актуальными значениями, установление причинно-следственных и интуитивных связей смыслов, построение нового смысла, конструирование действия, определение внешних и внутренних связей феноменов образования, воспитания, обучения, развития личности, творчества и т.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление. Методологическая культура учителя — особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Специфика методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъектность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления. Методологический поиск — деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников.