Вторник, 26.09.2017, 12:02
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [7]
Методика [0]
Статьи и методические материалы
Программы и УМК [0]
Коллекция презентаций [0]
ЭОР [0]
Электронные образовательные ресурсы
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » Файлы » Мои файлы

Организация и содержание методической работы.
[ ] 02.07.2009, 16:27
Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей. «Выращивание» и освоение передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества. Освоение современных образовательных технологий.

Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. 
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.
Профессионально-личностные характеристики современного учителя: самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д. В нормативных документах определяется необходимость использования при переподготовке учителя принципов личностной ориентации, гуманизации, гуманитаризации, культуросообразности; фундаментальности, усиления методологической составляющей содержания образования, обеспечивающих изучение его основополагающих проблем. Очевидно, что эти принципы не могут реализовываться привычными для методической подготовки средствами трансляции знаний. 
Профессиональная самоорганизация - способность специалиста к “самовыращиванию” своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы, иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности. Благодаря профессиональной самоорганизации возникают новые личностные качества человека, представляющие самостоятельные способы его мировоззренчески-оценочного отношения к профессиональной деятельности. Они имеют опосредованное касательство к профессиональным качествам, поскольку обеспечивают возникновение мотивов профессиональной деятельности, критичности и рефлексии по отношению к ней, выработку самостоятельного (автономного) понимания ее смысла и т.д.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция учителя - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Ключевые компетенции - это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям . 
Структура компетенции включает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Когнитивный компонент: достижение такого уровня образованности, который характеризует человека, компетентного в решении познавательных, жизненных и культуротворческих проблем на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении. Деятельностный компонент: - в предметной деятельности (по областям применения знаний и умений): умения письменного и устного общения, выполнения математических действий, владения информационно-компьютерными технологиями и т.п.; способность принимать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем; уважать друг друга; способность к непрерывному образованию и т.п.; - в надпредметной деятельности: в основе - интеллектуальные, коммуникативные и деловые умения, необходимые для самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности: извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; решать проблемы; заниматься самообразованием (познавательные компетенции); организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; занимать позицию в дискуссии, иметь и проявлять собственное мнение (мыслительные компетенции); запрашивать разные базы данных; опрашивать окружающих; консультироваться у экспертов; получать информацию; работать с документами и классифицировать их (поисковые компетенции); включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и внести свой вклад; доказать солидарность; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; организовывать свою работу (деловые компетенции); уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, переживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять контракты (компетенции сотрудничества); показать гибкость перед лицом быстрых изменений, стойкость перед трудностями; находить новые решения (адаптационные компетенции) . Личностный компонент - самообеспечение уровня развития, который характеризует человека, обладающего гражданской, духовно-нравственной и индивидуально-личностной зрелостью.

Педагогическое творчество, как основание для развития инновационной деятельности в рамках методического объединения и, соответственно, для разработки новых отношений к этому явлению, может быть представлено исходя из его общей характеристики. Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного продукта. «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» (Л.С. Выготский); в обучении и учении — создание условий для размышления над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его “значение-для-себя”, личностная ценность. Для этого знание должно переосмыслиться: “переосмысление способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом” (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.). В воспитании — создание условий для самоорганизации культурных смыслов и образцов поведения в процессе совместного поиска смыслообразующих основ жизни. 
Новые образовательные технологии - это, прежде всего, инновационные технологии изменения содержания и смыслов в отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. В личностно ориентированном образовании педагогическая технология — это процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты (цель, условия, содержание, средства, результат). Различают традиционное и гуманистическое понимание технологий: в традиционной педагогике преобладает технократический подход — технология как точно установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленная на достижение заданного результата — необходимых качеств обученности и воспитанности; в гуманистической педагогике технология является целостной моделью (гибким алгоритмом) реализации педагогической концепции, обеспечивающей “выход на личность” посредством создания культуросообразной среды личностного развития, организации смыслопоисковой деятельности и оказания педагогической поддержки самоорганизации личности. Здесь технологичность возможна на уровне общего подхода, плана действий, а не жесткого распределения шагов и шажков учителя. 
Личностно ориентированное образование в целом - это высокая целостная гуманитарная технология открытого типа. Отличается от технологий традиционного образования, работающих с познавательной (когнитивной) сферой и мышлением тем, что проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Цель: развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.) и индивидуальности.
Технологическое обеспечение самоорганизуемого образовательного процесса требует от педагогов глубокого понимания того, что происходит с обучаемым в педагогическом процессе, как «проращивается» его личность, как образовательный процесс «развертывает» его фундаментальные природные и социальные свойства, наполняет культурным, ценностно-смысловым содержанием его сознание. Отличительные особенности технологии ЛОО как открытой, саморазвивающейся педагогической деятельности: ориентация на человека как главную ценность и цель образования (аксиологический подход); поддерживает и развивает субъектные свойства и индивидуальность (личностный подход); пробуждает личные смыслы учения и жизни, вводит в мир культуры (культурологический подход); пробуждает творческий потенциал личности (деятельностный подход); стимулирует к самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном, неопределенном социуме (синергетический подход). 
Изучение и использование личностно ориентированных технологий эффективно только тогда, когда у педагогов существует достаточный уровень инновационной грамотности: внедряются далеко не все новые технологии, а только те, которые действительно воплощают новые смыслы управления. Иными словами, надо научиться грамотно выбирать, т.е. не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов.
Для овладения инновационной грамотностью сегодня недостаточно знать основные педагогические категории (цель, принципы, содержание, технологии и т.д.), а также уметь подставлять их в ту или иную ячейку урока. Личностно ориентированное образование может быть обеспечено грамотностью более высокого уровня - методологической, обучение которой и составляет смысл современной методической работы. В свою очередь, она включает научно-педагогическую грамотность.
Проблема научно-педагогической грамотности: культура педагогического интеллекта рассматривается при методической учебе не как культура творчества, а как культура исполнения предписаний. В связи с этим сохраняется ориентация на воспроизведение образцов педагогического опыта, который зачастую выстраивается на интуитивных представлениях, озарениях и т.д. его авторов. Попытки его повторения (опыт учителей-новаторов В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.) приводят к схематичному копированию и лишают его обязательного компонента - эффекта присутствия самого автора. В последние годы все больше внимания уделяется научным основам возникновения педагогического творчества. 
Но в учебниках сохраняется приоритет отбора знаний по принципам, базирующимся на классической философии естественно-научного познания - детерминизма, рационализма, абсолютизма и редукционизма. Эти принципы устанавливают порядок обращения к рассудку, минующий работу разума. Такой порядок сводит методическую подготовку к заучиванию безжизненных схем и классификаций, воплощающих принципы систематичности, наглядности, доступности и т.д. Рассудочный образ педагогической деятельности, формируемый подобным способом, не позволяет вмещать в сознание динамику педагогической реальности, переполненной смещениями и взаимопроникновениями предметных областей, связями знаний с чувствами, научных данных с культурными традициями. Главным итогом такой подготовки является отсутствие способностей к культурному размышлению по поводу изучаемых педагогических феноменов.
Побочным следствием методической подготовки, сохранившей традиционную авторитарную основу в принципиально новой политико-экономической ситуации, становится научно-педагогическая безграмотность, или недоученность. Недоученность учительского разума, провоцируемая содержанием традиционно изложенных знаний и есть та отправная точка, с которой начинается путь к авторитарному радикализму, педагогической непримиримости, диктатуре учителя. Отсюда же берут свое начало и другие фантомы культурной недоразвитости педагога: бестактность, возрастное превосходство, профессиональное высокомерие и т.д.
Педагогическая грамотность понимается как основа педагогической культуры учителя. Исходя из определения Г.Г. Шпета: “культура — это культ разумения”, содержанием педагогической грамотности становятся не только знания, как это принято в классических формулировках, но и их культурные смыслы. Учебный процесс их порождения, в отличие от процесса передачи готовых смыслов, включает более сложный механизм сознания — разум. Работа разума, в отличие от деятельности рассудка, выстраивается не только на усвоенном, а на построенном знании. 
Это знание определяется как “живое”, в нем “слиты значение и укорененный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл” (В.П. Зинченко). Но именно деятельность разума, а не рассудка, определяет возникновение культурных характеристик педагога: человечности, интеллигентности, рефлексивности, толерантности, понимания, концептуальности, разумной критичности, несуетной активности, способности к взаимодействию и т.д. 
Превращение педагогических образцов в основу для построения своей деятельности возникает на базе умения придавать им личностный смысл. Оно появляется не только в результате накопления, но и осмысления проблемных, неоднозначных знаний: о противоположных научных взглядах на возникновение педагогической деятельности и науки о ней, о методологии того или иного подхода к образованию и разработке его основных категорий - обучения, воспитания, развития; о различных пониманиях смысла общих основ педагогики - педагогических идей, идеалов, ценностей, целей, принципов, содержания и средств образования; о различных пониманиях личности учителя, его роли в обучении и воспитании, его умений выбирать, разрабатывать и использовать условия, формы и средства образования.
Компоненты научно-педагогической грамотности: формулировка концептуальной позиции по поводу излагаемых знаний; выделение и критичное оценивание проблематики вопроса; представление и мотивирование различных позиций ее понимания, демонстрация связи причин и следствий, придание изучаемому материалу «открытого» вида, создание условий для пробуждения проблемных представлений, для дополнения учениками изучаемого явления своими пониманиями и т.д. 
Показатели научно-педагогической грамотности: умения различать гуманистические и псевдогуманистические парадигмы; интеллектуальные умения - осмысление, переосмысление, дискредитация прежних смыслов, поиск источников смысла, соотнесение сущности явления с актуальными значениями, установление причинно-следственных и интуитивных связей смыслов, построение нового смысла, конструирование действия, определение внешних и внутренних связей феноменов образования, воспитания, обучения, развития личности, творчества и т.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление.
Методологическая культура учителя — особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Специфика методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъектность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Методологический поиск — деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников.


Категория: Мои файлы | Добавил: Slovesnik
Просмотров: 955 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017