Понедельник, 23.10.2017, 19:55
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Календарь
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » 2009 » Май » 31 » Выбор как идея развития Петрозаводского педагогического колледжа
Выбор как идея развития Петрозаводского педагогического колледжа
11:45
Мы думали, что будем развивать колледж, что профессионально к этому готовы. Оказалось, что это колледж развивает нас, а степень нашего профессионализма определяется способностью развиваться, выбирая свой профессиональный путь, принимая ценности колледжа. Мы были готовы к действиям: активно создавали новые документы, писали, проектировали, строили, учили… Чем больше хотели сделать, тем очевиднее и острее задавали себе вопросы: «Почему после окончания петербургского института шесть успешных выпускников поехали в Петрозаводск для создания нового учебного заведения?», «Почему, несмотря на все перипетии истории, миссия образовательного учреждения, сформулированная первым директором при открытии мужской учительской семинарии остается современной и актуальной для сегодняшнего дня?», «Что приобретено в результате векового педагогического поиска?», … и много, много других вопросов, имеющих мировоззренческий и ценностно-смысловой характер. В поисках ответов мы поняли, что главное для нас - принять основную идею, во имя которой создавался колледж более ста лет назад: профессиональная подготовка народных учителей, «приготовление народного учителя», способного к самосовершенствованию для того, чтобы служить обществу, сеять добрые семена на почве народной Олонецкой губернии».

Смысл нашей педагогической деятельности в колледже в выполнении предназначения, миссии, смысла жизнедеятельности особого мира, созданного более века назад – Петрозаводского педагогического колледжа. Современная жизнь наполняет миссию новым содержанием, не меняя при этом формулировки. Программа «приготовления народного учителя» наполняется образованием личностных смыслов актуальных для всех субъектов образования (преподавателя колледжа, студента, родителя): понимания мира, самого себя, своего профессионального пути, своего дела. Личностным выбором своего профессионального пути, личностным пережитым и проживаемым смыслом о своем авторстве в жизни колледжа, о своем деле, которое принимает колледж и в котором нуждается.

Сегодня основной приоритет отводится развитию личности как подлинного субъекта своей образовательной деятельности. Обеспечить саморазвитие личности можно только в тех видах деятельности, которые выбраны ею как комфортные, оптимальные для нее и в то же время как социально значимые. В условиях колледжа непростая задача: сохранить право выбора для участников образовательного процесса тогда, когда правом выбора уже воспользовались: абитуриенты, поступив в колледж, выбрали будущую профессию, преподаватели – выбрали местом работы именно наше учреждение. Тем не менее, для успешного развития, для объединения интересов участников образовательного процесса мы поставили перед собой задачу – актуализировать идею выбора в содержательной деятельности учреждения.

В программе развития колледжа мы аргументировали, почему идея выбора является смыслообразующей для жизнедеятельности колледжа, фактором роста для участников образовательного процесса. Только возможный и осознанный выбор

- создает условия для профессионального формирования будущего учителя;

- для профессионального развития педагогов, личностного развития педагогов колледжа, является защитой от неизбежного профессионального сгорания;

- предоставляет возможность для обновления содержания образовательного процесса в соответствии с современными научными достижениями;

- создает условия для формирования отношений взаимного уважения всех субъектов образовательного процесса, коллегиальных форм сотрудничества;

- открывает возможность для сотрудничества с другими учреждениями образования, культуры и спорта, создает вокруг себя культурно-образовательную среду, необходимую для задач непрерывного педагогического образования;

- создает условия для развития эффективной системы управления образовательным процессом.

Моделируя образовательное пространство колледжа, мы акцентировали внимание на развитие творческого потенциала субъектов. Важно найти точки соприкосновения созвучий ожиданий и потребностей основных для пространства колледжа социальных групп, сообществ. Для построения модели образовательного пространства выделили основные ее компоненты: студенты и преподаватели, родители, местное сообщество, органы власти. В данной модели, с учетом того, что студенты колледжа – выпускники сельских, районных школ (87%), родители являются субъектами образовательного процесса с определенной степенью условности. Образовательное пространство колледжа строится на пересечении, совпадении, развитии студенческих и педагогических инициатив: точки соприкосновения потребностей, интересов становятся точками роста.

Осуществляя профессиональную подготовку, мы учитываем ожидания участников образовательного процесса и потребности республики в педагогических кадрах, в образовательных услугах колледжа. Безусловно, миссия учреждения имеет четкие границы: «приготовление народного учителя», одновременно не имеет границ, так как педагогическая миссия подготовки «полезных деятелей» глобальна. Это прежде всего социальная, а потом уже профессиональная миссия. Поэтому, решая задачу выбора тематики, назначения целевых проектов, являющихся частью программы развития, мы остановили свой выбор на гражданских, социальных инициативах. Результаты проведенного исследования убедили нас в верности решения:

Потребности студентов:

Мобильность и конкурентоспособность выпускника колледжа.

Профессиональная компетентность.

Освоение в колледже дополнительных социально значимых компетенций, ограждающих от асоциальных явлений современной жизни.

Уважаемая в обществе профессия.

Возможность освоить дополнительную профессиональную подготовку.

Возможность приобретение социально значимых навыков.

Интересный досуг

Потребности педагогов колледжа:

Возможность повышать квалификацию.

Возможность получать достойную заработную плату.

Возможность дополнительного заработка.

Повышение своей профессиональной значимости и авторитета.

Возможность приобретения новых социально значимых компетенций.

Потребность местного сообщества:

Высокий уровень профессионализма выпускников колледжа.

Созидательная позиция студенческой молодежи.

Уважение и забота по отношению к детству и старости, сиротству, к людям с проблемами в здоровье.

Потребность органов власти:

Социальная стабильность, гражданская позиция жителя республики, имеющего образовательные, культурные, региональные ценности.

Здоровье молодежи.

Итак, точка пересечения субъектов образовательного процесса: потребность в приобретении социально значимых компетенций, обеспечивающих тенденцию к социальной стабильности – это ли не потребность в «полезных деятелях, которые будут сеять добрые семена на почве народной Олонецкой губернии». Поэтому, определяя приоритеты программы развития колледжа, тематику, направления целевых проектов, мы актуализировали социальную значимость того профессионального выбора, который уже был осуществлен субъектами образовательного процесса колледжа.

Алгоритм действий и управленческих решений:

Рассмотрение проекта Программы развития колледжа до 2010 года, утверждение проектных технологий как основного механизма реализации программы.

Обучение педагогического коллектива деятельности в проективных технологиях.

Определение лидеров проектов.

Создание педагогических рабочих групп по реализации проективной деятельности.

Создание плана действий по привлечению студенческой инициативы к реализации проектов.

Утверждение программы развития колледжа.

Метод проектов остается основным механизмом реализации Программы развития колледжа, утвержденной декабрьским педагогическим советом. В течение продолжительного периода мы осваивали проективные технологии. Достаточно сказать о том, что с 2002 года мы провели цикл семинаров по фандрайзингу. Пользовались услугами ПетрГУ, КГПУ, КРОО «Инициатива», самостоятельно организовывали семинары по усвоению педагогическим коллективом метода проектов, проводили исследования, подтверждающие готовность коллектива к инновационной деятельности. Но данная технология оставалась для нас линией горизонта: чем ближе мы к ней, тем дальше она от нас, пока мы не поняли, не пережили закон колледжа, рожденный его создателями: колледж не принимает, даже отторгает исполнителей, приемлет только человека своего дела. Те шесть миссионеров образования, пришедших «сеять добрые семена в Олонецкой губернии» и создавать себе подобных деятелей, были настолько сильны в своем движении души созидания, что спустя столетие мы принимаем их законы служения обществу, согласно которым успешен и способен развивать себя, учить других, жить в колледже в гармонии с собой может педагог, имеющий в своей профессиональной жизни свое дело.

Мы понимаем, что успешность жизнедеятельности учреждения обеспечат лидеры развития колледжа - педагоги-авторы своего профессионального пути, способные сформировать, воспитать учеников – авторов своего профессионального становления.

Точкой отсчета, началом общего проектного движения стал традиционный для колледжа единый методический день, организованный и проведенный нами как приглашение к сотрудничеству педагогов колледжа, к участию в реализации проектов, к проявлению инициативы для создания новых проектов. Не очередные директивы администрации, отчет о деятельности, задачи на будущее, методический ликбез и информация об инновационных технологиях, а именно приглашение к сотрудничеству в жизни колледжа. Когда потом мы радовались и удивлялись педагогическим инициативам, спрашивали о том, что же изменилось, ведь и раньше мы предлагали различные проекты, нам отвечали: «Вам нужны были исполнители, не было приглашения к сотрудничеству, было предложение, поручение, приказ –исполнять».

Вот названия нескольких актуальных для всех элементов модели образовательного пространства колледжа проектов, которые приобрели своих лидеров, а значит и свое особое звучание: «Школа искусств», «Педагогический сад», «Лето на Неглинке», «Подготовка педагогов – инструкторов программы «Аward», «Профессиональный центр для молодежи с проблемами в здоровье», «Азбука» Л.Н. Толстого в сельской школе РК», «Сайт колледжа», «Женский клуб», «Фольклорный театр» …. Многоточие в данном случае мы трактуем как знак надежды и перспективы, оправдавший свое назначение в

дальнейшем, ведь каждый проект – это не маленькая, а большая, наполненная смыслами и ожиданиями жизнь.

Реализация проективных технологий позволило нам в нынешнем учебном году решить следующие задачи:

- деятельность администрации вызвала отклик у педагогического коллектива, это позволило если не стереть, то значительно сократить дистанцию между интересом управленца-администратора и интересом управленца-педагога (получив свое дело, взяв на себя ответственность, педагог становится управленцем в своем проекте);

- управленческая команда колледжа значительно выросла. Последнее событие – общее дело проходящего учебного года – проведение итогового выездного семинара в особых условиях рафтинга на командообразование. Число участников– лидеров развития колледжа - более 50 человек. При общей численности педагогического коллектива – 170 педагогов - неплохой итог сложного периода жизнедеятельности колледжа в условиях реорганизации.

- изменилась мировоззренческая позиция части педагогов колледжа – появились новые люди, способные к разделению ответственности, к развитию личностных качеств лидерства;

- проективная деятельность способствовала адаптации педагогов – как субъектов образовательного процесса колледжа в условиях работы в новом реорганизованном образовательном учреждении.

В следующем учебном году мы перед нами стоит задача реализации обогащенной образовательной среды колледжа. Для ее решения необходимо спланировать деятельность по следующим направлениям:

- Развитие самостоятельных студенческих инициатив.

- Привлечение студентов к участию в реализации проектов. Взаимодействие субъектов образовательного пространства для развития их компетентности, успешной социализации.

- Создание единого образовательного, информационного пространства колледжа для повышения эффективности использования интеллектуальных, материальных, информационных, инновационных ресурсов.

Петрозаводский педагогический колледж – особое образовательное учреждение, с особой атмосферой. Когда в наших стенах оказывается сторонний наблюдатель, не знающий истории колледжа, не знакомый с убеждениями педагогов-авторов жизнедеятельности колледжа, он без труда ощущает эту особенность и непохожесть. Бросается в глаза историческое здание – памятник архитектуры Карелии, арки внутри здания как атрибут целостности и гармонии. Всегда вызывают интерес и находят романтический отклик у слушателей исторические легенды о том, как на благотворительные средства в самом красивом месте города строилась мужская учительская семинария в начале прошлого столетия, о том, что приходят сюда надолго, и работают здесь особые люди – место «намоленное»: одно из самых важных помещений в семинарии занимала домашняя церковь. Но самое главное заключается не в этом: нечто особенное в назначении колледжа, в его изначальном устремлении в перспективу, так как в основе создания - идея выбора, которая звучит и в определении миссии колледжа. По- особому идея выбора отражена в судьбах первых педагогов, в их выборе места, дела, судьбы. Особое место идея выбора находит на современном этапе развития колледжа, являясь необходимым условием развития учрежден
ия

Ермоленко Римма Евгеньевна, директор ГОУ среднего профессионального образования Республики Карелия «Петрозаводский педагогический колледж», кандидат педагогических наук


http://www.eurekanet.ru/vesti/info/971.html


Просмотров: 925 | Добавил: Slovesnik | Теги: педагогический колледж, СПО | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017