Понедельник, 20.11.2017, 16:38
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы и проекты [3]
Документы [2]
Методические пособия [6]
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » Статьи » Новости профессионального образования » Конкурсы и проекты

Метод проектов как инструмент активизации учебного процесса

Метод проектов как инструмент активизации учебного процесса

Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения в обучении деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационных методов, в частности, проектных. Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел обучения в  ВУЗе, однако формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы -  важная грань процесса познания, в связи с чем формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому школьнику.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность учащихся с учетом их личных интересов. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден.  С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах  идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи и  его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов  активно включается в структуру системы образования  на различных ее этапах.

С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста:

·       выявлять и формулировать проблемы;

·       проводить их анализ;

·       находить пути их решения;

·       работать с информацией из различных источников;

·      находить необходимый источник, например, данные в научной, научно-популярной, справочной литературе или в средствах массовой информации;

·      применять полученную информацию для решения поставленных задач.

 К организации обучения по технологии  «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания;   учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный  и понятный детям характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной:  учащиеся должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;  для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы.

Кроме того, в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, является основой учебного процесса, реа­лизуется стандартная ситуация общения – субъект – объектное взаимодействие. Первый (субъект – учитель) транслирует знания, второй (ученик – зависимый элемент – объект приложения сил преподавателя) их усваивает; всё это происхо­дит в рамках отработанной веками классно-урочной системы. При разви­тии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с различными инновациями процесса обучения: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классно-урочной системы, явления, увиденные в живой природе, в реальной жизни, не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоя­тельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от субъект-объектной парадигмы образователь­ной деятельности к ситуации совместного постижения окружаю­щей действительности, выражением которой является субъект-субъектное взаимодействие – педагогика сотрудничества.

Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров.  Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

Достаточно часто проектные исследования понимают как тождественные исследовательской работе, однако это не всегда так. Говоря об исследовательской и проектной деятельности школьников и учащихся начального и среднего профессионального образования, важно различать уровни проблемности исследования.Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для человечества в целом. А если,  всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о

научной проблеме. Конечно, нельзя отрицать случаи, когда исследования учащихся выходят на уровень большой науки. Но чаще всего, в исследованиях учащихся речь идет об учебной проблеме – когда дети совершают свое собственное маленькое открытие, но для ученых это открытие неинтересно, что ничуть не умаляет его ценности. Основное достоинство такого обучения в том, что  ребенок получает знания в ходе самостоятельной творческой активности, и это творчество ценно само по себе независимо от того, какими будут его результаты. Многие педагоги слишком многого ждут от детского творчества – его результат не всегда хорошо вербализируется, красиво и весомо оформляется. Следует обратить внимание на познавательную активность и самостоятельный исследовательский поиск – это и есть истинный результат исследовательской работы. 

Метод  проекта состоит из последовательных этапов:

-  формулирование цели Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и  познавательной значимости предполагаемых результатов.  Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислу­шиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой:

1)  просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу;

2)  ознакомление с новейшими результатами исследований в  смежных, пограничных областях науки; на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения;

3) обращение внимания на возможность применения  методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы;

4)  пересмотр известных  решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии.Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, кон­кретные задачи данного проекта.

-  разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения  (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь  объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности,  и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют  оценить степень владения проблемой.

Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

-  работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.     Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование  его содержательной   части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов  каждого этапа;

-  оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-  обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Творческий характер  метода проектов не позволяет дать  исчерпывающую тематику учебных проектов. Сам характер метода говорит  о постоянном движении и развитии тем и проблематики обучения. Важно, что изучаемая  проблема должна быть реальной, понятной, но в то же время не подразумевающей простого, однозначного решения. Цель проектного метода обучения в формировании творческих способностей, развитии неординарного взгляда на мир, поэтому темой учебного проекта может стать  любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни.

         Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к  раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Это особенно важно еще и потому, что саморазвитие – это процесс, который должен идти в течение всей жизни человека, и важно с детства приучить ребенка к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может остановиться при прекращении руководства извне.



Источник: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2008/Pravo/30743.doc.htm
Категория: Конкурсы и проекты | Добавил: Lingvist_DV (04.03.2011) | Автор: Юркина Л.В.
Просмотров: 3080 | Комментарии: 2 | Теги: проект | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2  
Согласование темы с ГОС

Изучить ФГОС начальной школы на сайте Новый стандарт.
Просмотрите Таблицу Стандарты и цели. Она поможет Вам понять, какими должны быть образовательные стандарты и цели для Вашего учебного проекта.
Найдите государственные образовательные стандарты на федеральном образовательном портале. Создайте закладку на этот сайт.
Если сможете загрузить стандарты в виде документа, сохраните их в файл в Вашей папке Портфолио проекта.
Подумайте о том, стандарты по каким предметам могут иметь отношение к Вашему проекту.
Скопируйте и вставьте в Вашу Визитку проекта ссылки на все соответствующие стандарты.
Просмотрите умения и качества человека 21-го века. Все умения 21-го века, приведенные ниже, важны для учащихся, которые намерены добиться успеха в будущем. Прочитайте описание каждого умения и подумайте, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели


Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017