Метод проектов как инструмент активизации учебного процесса Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения в обучении деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационных методов, в частности, проектных. Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел обучения в ВУЗе, однако формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы - важная грань процесса познания, в связи с чем формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому школьнику. Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность учащихся с учетом их личных интересов. В 1905году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Однако в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах. С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста: · выявлять и формулировать проблемы; · проводить их анализ; · находить пути их решения; · работать с информацией из различных источников; · находить необходимый источник, например, данные в научной, научно-популярной, справочной литературе или в средствах массовой информации; · применять полученную информацию для решения поставленных задач. К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный детям характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной: учащиеся должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей; для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы. Кроме того, в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, является основой учебного процесса, реализуется стандартная ситуация общения – субъект – объектное взаимодействие. Первый (субъект – учитель) транслирует знания, второй (ученик – зависимый элемент – объект приложения сил преподавателя) их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной веками классно-урочной системы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с различными инновациями процесса обучения: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классно-урочной системы, явления, увиденные в живой природе, в реальной жизни, не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от субъект-объектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является субъект-субъектное взаимодействие – педагогика сотрудничества. Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров. Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями. Достаточно часто проектные исследования понимают как тождественные исследовательской работе, однако это не всегда так. Говоря об исследовательской и проектной деятельности школьников и учащихся начального и среднего профессионального образования, важно различать уровни проблемности исследования.Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для человечества в целом. А если, всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о научной проблеме. Конечно, нельзя отрицать случаи, когда исследования учащихся выходят на уровень большой науки. Но чаще всего, в исследованиях учащихся речь идет об учебной проблеме – когда дети совершают свое собственное маленькое открытие, но для ученых это открытие неинтересно, что ничуть не умаляет его ценности. Основное достоинство такого обучения в том, что ребенок получает знания в ходе самостоятельной творческой активности, и это творчество ценно само по себе независимо от того, какими будут его результаты. Многие педагоги слишком многого ждут от детского творчества – его результат не всегда хорошо вербализируется, красиво и весомо оформляется. Следует обратить внимание на познавательную активность и самостоятельный исследовательский поиск – это и есть истинный результат исследовательской работы. Метод проекта состоит из последовательных этапов: - формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой: 1) просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу; 2) ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки; на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения; 3) обращение внимания на возможность применения методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы; 4) пересмотр известных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии.Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта. - разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте; - работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа; - оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов. Сам характер метода говорит о постоянном движении и развитии тем и проблематики обучения. Важно, что изучаемая проблема должна быть реальной, понятной, но в то же время не подразумевающей простого, однозначного решения. Цель проектного метода обучения в формировании творческих способностей, развитии неординарного взгляда на мир, поэтому темой учебного проекта может стать любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни. Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Это особенно важно еще и потому, что саморазвитие – это процесс, который должен идти в течение всей жизни человека, и важно с детства приучить ребенка к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может остановиться при прекращении руководства извне.
Источник: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2008/Pravo/30743.doc.htm |