Вторник, 16.04.2024, 09:47
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы и проекты [3]
Документы [2]
Методические пособия [6]
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » Статьи » Новости профессионального образования » Документы

Тезисы доклада
Представьте себе мир, в котором каждый человек                          обладает свободным доступом ко всем накопленным                        человечеством знаниям. 
                             Джимми Уэйлс, основатель Википедии 

  Человеческая цивилизация вступила в новую эру своего развития – эру информационной грамотности. Ключевым компонентом перехода к этой фазе развития культуры является система накопления и трансляции в будущее информации, т.е. система образования. И хотя педагогика информационного пространства еще не сложилась, понятна ее главная цель: учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать творческие задачи. Это означает лишь одно: сегодня перед педагогом поставлены задачи не только овладеть новыми образовательными технологиями, но и научиться совершенно иным способам получения и передачи знаний, включиться в информационный диалог и показать ученикам оптимальные пути овладения необходимыми компетенциями. 
  Большинство школьных учителей и преподавателей ссузов и вузов, для которых информационные технологии – не профессия, а средство модернизации преподавания своего предмета, особенно остро ощутили недостаток времени на переобучение и недостаточную готовность профессиональных объединений к освоению новых средств коммуникации. 
  С целью сокращения времени на «дообучение» педагогов и повышения эффективности познавательного процесса необходимо было найти социальную технологию, отвечающую запросам работников образования. Такой технологией стали сообщества практики - сетевые педагогические (методические, предметные) сообщества.
  Насущный вопрос о том, как выстроить взаимодействие между педагогами, которых собрать вместе трудно, но необходимо, прежде всего для освоения нового информационного пространства, успешно решается в сетевом сообществе. Участники сетевого образования ощущают свое объединение не только и не столько как единое целое, сколько как общее поле для совместного развития и движения. Они на практике включены в сетевые взаимодействия, где отсутствует единый центр принятия решений, где основным ресурсом служит умение использовать не одинаковость, а уникальность участников сети, где единомышленники думают и действуют по-своему, тем самым обогащая друг друга.
  Педагог, который творчески мыслит, умеет правильно организовать информационный процесс в сети и обеспечить информационную безопасность, в сетевом сообществе осваивает медиакультуру и понимает масштабы ее влияния на собственную социализацию. Медиакультура на современном этапе развития цивилизации рассматривается как коллективная информационная память, накопление информационного фонда. В этой связи в трактовках медиаобразования упор делается на долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Под медиаобразованием, прежде всего, подразумевают непрерывное развитие личности в обществе на основе формирования новой культуры общения с медиасредой 
Информационный подход в образовании может быть реализован на основе разработки нового инструментария — определенного набора форм и объектов информационного пространства, используемых для развития и структурирования представлений об интегративном образе информационно-коммуникативной реальности. Разработка и освоение такого инструментария в образовательном процессе основывается на диалоге междисциплинарной информации, а также связана с воспитанием деятельностной ориентации. Таким образом, медиакультура помогает перейти от индивидуальной деятельности к коллективному взаимодействию педагогов, а медиаобразование становится, пользуясь словами М.С.Кагана, своего рода, «институтом культуры» современного информационного общества.
  Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; повышение уровня профессионализма педагогов.
  Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Анализ различных концепций учебного диалога, опирающихся на идеи М.М. Бахтина и представленных в трудах Е.С. Беловой, Л.И. Богомоловой, А.В. Гаврилина, С.Ю. Курганова, Т.К. Мухиной, Э.А. Недзвецкой, Л.В. Суровой, С.А. Шеина, Н.А. Щурковой и др., позволил сформулировать определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами образовательного процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Результатом такого взаимодействия является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным (витагенным) опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения. 
  На этапе подготовки работников образования к диалоговому взаимодействию в сетевом пространстве необходимо формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ на очных инструктивно-методических семинарах, совещаниях, конференциях и др. 
  После мотивационного уровня следует информационный, его основу составляет курсовая подготовка педагогов в рамках дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации на базе учреждения дополнительного профессионального образования, в процессе работы которых формируется базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, осваиваются основные каналов сетевой коммуникации, создаются условия для овладения правилами поведения в сети и сетевого этикета. Большое значение для развития сетевых сообществ имеют консультации преподавателей системы повышения квалификации работников образования по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. 
  Следующий - практически-действенный уровень, который предусматривает методическую поддержку профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ. Самое главное – познакомить учителя с тем, что сделано другими, и предоставить ему возможность оценить собственный опыт в контексте достижений психолого-педагогической науки, использовать опыт других в процессе решения практических задач, возникающих в процессе обучения. Искусство профессионального диалога предполагает развитие у педагога соответствующих коммуникативных свойств и способностей: позитивной установки на партнера по взаимодействию, социально-психологической терпимости по отношению к разным мнениям и точкам зрения, открытой позиции в сфере новой информации, гуманистического стиля взаимодействия и др.
  Задачи развития профессионализма педагога решаются в сетевом сообществе именно посредством сетевой коммуникации, кроме того, при их решении изменяются профессиональные роли педагога в связи с появлением новых технологий. Но главным преимуществом взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является своевременное определение профессиональных дефицитов и возможностей социальных сетей в их восполнении. Теория слабой кооперации, реализуемая в сообществах практики, помогает педагогам выстроить новую модель взаимодействия, которое открывает в сетевом пространстве реальные возможности для саморазвития, профессионального роста, а также для реализации и оценки индивидуальных и совместных проектов.






Источник: http://www.profobrazovanie.ucoz.ru/Sheveleva.doc
Категория: Документы | Добавил: Slovesnik (20.06.2009) | Автор: Валерия
Просмотров: 1947 | Комментарии: 3 | Теги: сетевое сообщество | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
3 attagobinnito  
0
спасибо за интересную информацию

2 Slovesnik  
0
Информационная культура- это главное направление моего сайта
http://lingvist.ucoz.ru/

1 vann  
1
1. Поддерживаю внимание к информационной культуре и приглашаю, когда будет "окно" в учительских обязанностях, вместе разрабатывать программу "информационная культура филолога" в сообществе "Школа информационной культуры личности" - http://blogs.mail.ru/community/school-infoclt/
2. Содержание доклада шире и информативнее его названия. Такое название могло быть и к докладу середины прошлого века. В условиях "информационного взрыва, когда нехватка времени нередко заставляет ограничиваться просмотром названий, правильный выбор названия (не только данного доклада, но и темы письма, комментария и т.п.) - залог его прочтения.
3. В проекте "Слово и текст в сетевом общении" (один из вариантов названия проекта для нашей секции Интернет-семинара Владимирского ИПКРО) уместно было бы рассмотреть многозначность таких неологизмов как "медиакультура", "медиасреда"...

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024