Понедельник, 20.11.2017, 16:38
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы и проекты [3]
Документы [2]
Методические пособия [6]
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » Статьи » Новости профессионального образования » Методические пособия

Категории мыслительных умений Р. Марзано
Знания о познавательной деятельности реализуются через модель "Параметров 
учения", основанной на пяти "показателях мышления": "Восприятие и отношения"; "Приобретение и интегрирование
знаний"; "Расширение и усовершенствование знаний"; "Использование знаний сознательно"; "Продуктивный склад ума". 
Категории мыслительных умений по Р. Марзано (Marzano R.J.) отличаются от таксономии Блума тем, что не надстраиваются одна на другую. Каждая познавательная категория также важна, как и остальные. «Уровни» представляют собой элементы, которые, по мнению Марзано, одинаково заслуживают внимания на каждом этапе обучения.
Американские исследователи, такие как J. Anderson, B.K. Beyer, J.S. Bruner, A.W. Combs, A.L. Costa, R.H. Ennis, C.W.
Ficher, R. Glaser, M. Hunter, D.W. Johnson, R.J. Marzano, B.L. McCombs, J. Piaget et al, развивая далее теорию познания,
создали когнитивную модель обучения. Основу данной модели составляет предположение, что процесс познания включает
взаимодействие пяти критериев, определяющих особенности познавательной деятельности (мышления), что в нашем
контексте соответствует условному выражению "Параметры учения" ("Dimensions of Learning").
Данные пять параметров учения образуют целостную структуру – когнитивную модель обучения, – которая может быть
использована с целью составления учебных программ, разработки директивных документов.
В чем суть третьего параметра базовой когнитивной модели обучения – "Расширение и усовершенствование знаний"?
Как известно, знания никогда не остаются полностью статичными (то есть неподвижными), даже если субъект познания усвоил их до автоматизма. Продолжая процесс познания, он расширяет и совершенствует то, что знает. Этот параметр обучения, подобно другим, обладает некоторыми отличительными особенностями. Ученые описывают, а практики используют различные способы, с помощью которых мы можем изменить то, что "знаем", даже если известное нам является достоверным. Разновидности соответствующих изменений колеблются от незначительных (например, частичных сомнений, которые появляются со временем) до сущностных (когда девальвация соответствующих знаний представляет собой жизненную драму).
Еще один компонент когнитивной модели обучения (четвертый параметр) – "Использование знаний сознательно".
В рамках когнитивного подхода к обучению на основании предложенной модели "Параметров учения" особое
внимание уделяется взаимоотношениям между отдельными параметрами, выявлению и практическому использованию
особенностей их взаимодействия.
Студент, обладающий способствующими познавательной деятельности отношениями и, соответственно,
особенностями восприятия, плодотворно использующий свой склад ума ("Параметры 1,5"), расположен к процессу
приобретения и интегрирования новых знаний ("Параметр 2"); это означает, что такой студент успешно ассимилирует новые
знания, умения и навыки с уже приобретенными ранее. Реализуемый на субъективном уровне процесс взаимодействия
между старой и новой информацией со временем переходит в развитие новых знаний посредством познавательной
деятельности, которая способствует расширению и усовершенствованию текущих знаний ("Параметр 3"). Однако конечной
целью учения должно быть использование знаний сознательно ("Параметр 4"). 
Итак, при непосредственной организации процесса обучения эти параметры должны систематически
актуализироваться и развиваться. Только таким образом можно создать необходимые условия для того, чтобы студенты –
будущие преподаватели могли стать творческими личностями, постоянно работающими над расширением диапазона своих
возможностей, берущих полную ответственность за собственный процесс познания и, в целом, личностный рост. Конечная
цель процесса обучения студента-будущего преподавателя – сформировать независимого индивида, испытывающего
потребность и умеющего реализовать способность продолжать учение в течение всей своей жизни.


Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2003_5_1/doc_pdf/dikan.pdf
Категория: Методические пособия | Добавил: Lingvist_DV (12.03.2011) | Автор: Дикань Валентина Степановна
Просмотров: 1561 | Комментарии: 1 | Теги: когнитивная модель | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Уровень 1 Атмосфера в классе:
Положительное – чувствовать себя принятым учителем
отношение и ровесниками;
к обучению – воспринимать других
и восприятие
учебной
деятельности
Уровень 2 Учащихся необходимо направлять так, чтобы они со-
Приобретение относили новые знания с уже имеющимися, система-
и интеграция тизировали информацию, надолго ее запоминали.
знаний Два типа знаний:
– декларативные (факты, понятия, обобщения
и принципы);
– процедурные (умения, приемы, процессы)
Уровень 3 Учащиеся должны стремиться к глубокому понима-
Расширение нию, а также уметь применять и уточнять знания.
и уточнение Обычные мыслительные процессы:
знаний 1) Сравнение: Чем похожи эти вещи?
2) Классификация: Как их можно
систематизировать?
3) Индуктивное мышление: Каков ваш вывод,
исходя из данных фактов?
4) Дедуктивное мышление: Какой вывод вы можете
сделать на основе этого правила?
5) Анализ ошибок: Чем ошибочна эта информация?
6) Обоснование: Какой аргумент подкрепил бы это
утверждение?
7) Абстрагирование: В каких случаях это применимо?
8) Анализ точек зрения: Каковы другие точки
зрения?
Уровень 4 Учащиеся учатся лучше всего, когда им нужны зна-
Осмысленное ния для достижения значимой для них цели:
использование – принятия решения;
знаний – исследования;
– эксперимента;
– решения проблемы;
– анализа систем
Уровень 5 Типы мышления, обеспечивающие самостоятельную
Продуктивные учебную деятельность:
типы мышления – критическое мышление;
– творческое мышление;
– саморегуляция;
– метапознание

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017