Американские исследователи, такие как J. Anderson, B.K. Beyer, J.S. Bruner, A.W. Combs, A.L. Costa, R.H. Ennis, C.W.
Ficher, R. Glaser, M. Hunter, D.W. Johnson, R.J. Marzano, B.L. McCombs, J. Piaget et al, развивая далее теорию познания,
создали когнитивную модель обучения. Основу данной модели составляет предположение, что процесс познания включает
взаимодействие пяти критериев, определяющих особенности познавательной деятельности (мышления), что в нашем
контексте соответствует условному выражению "Параметры учения" ("Dimensions of Learning").
Данные пять параметров учения образуют целостную структуру – когнитивную модель обучения, – которая может быть
использована с целью составления учебных программ, разработки директивных документов.
В чем суть третьего параметра базовой когнитивной модели обучения – "Расширение и усовершенствование знаний"?
Как известно, знания никогда не остаются полностью статичными (то есть неподвижными), даже если субъект познания усвоил их до автоматизма. Продолжая процесс познания, он расширяет и совершенствует то, что знает. Этот параметр обучения, подобно другим, обладает некоторыми отличительными особенностями. Ученые описывают, а практики используют различные способы, с помощью которых мы можем изменить то, что "знаем", даже если известное нам является достоверным. Разновидности соответствующих изменений колеблются от незначительных (например, частичных сомнений, которые появляются со временем) до сущностных (когда девальвация соответствующих знаний представляет собой жизненную драму).
Еще один компонент когнитивной модели обучения (четвертый параметр) – "Использование знаний сознательно".
В рамках когнитивного подхода к обучению на основании предложенной модели "Параметров учения" особое
внимание уделяется взаимоотношениям между отдельными параметрами, выявлению и практическому использованию
особенностей их взаимодействия.
Студент, обладающий способствующими познавательной деятельности отношениями и, соответственно,
особенностями восприятия, плодотворно использующий свой склад ума ("Параметры 1,5"), расположен к процессу
приобретения и интегрирования новых знаний ("Параметр 2"); это означает, что такой студент успешно ассимилирует новые
знания, умения и навыки с уже приобретенными ранее. Реализуемый на субъективном уровне процесс взаимодействия
между старой и новой информацией со временем переходит в развитие новых знаний посредством познавательной
деятельности, которая способствует расширению и усовершенствованию текущих знаний ("Параметр 3"). Однако конечной
целью учения должно быть использование знаний сознательно ("Параметр 4").
Итак, при непосредственной организации процесса обучения эти параметры должны систематически
актуализироваться и развиваться. Только таким образом можно создать необходимые условия для того, чтобы студенты –
будущие преподаватели могли стать творческими личностями, постоянно работающими над расширением диапазона своих
возможностей, берущих полную ответственность за собственный процесс познания и, в целом, личностный рост. Конечная
цель процесса обучения студента-будущего преподавателя – сформировать независимого индивида, испытывающего
потребность и умеющего реализовать способность продолжать учение в течение всей своей жизни.