Опыт трех лет работы по авторской программе [2] показал правильность методического подхода к ее разработке и, вместе с тем, выявил пути совершенствования методики разработки нетрадиционных дидактических материалов и методики контроля навыков, знаний и умений. Для изучения информатики существует достаточно много различной литературы, также как и для изучения математики — литературы, методических и дидактических материалов. Однако, практически отсутствуют публикации освещающие опыт изучения математики с использованием информационных технологий в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, традиционные методы обучения не позволяют в отведенное образовательным стандартом время дать студентам необходимый объем знаний и уровень навыков.
Так, например, большой трудностью для студентов техникума представляет графическое решение систем алгебраических уравнений. Основная трудность состоит в том, что студенты техникума, во-первых, не представляют что является геометрическим смыслом решения системы двух алгебраических уравнений и, во-вторых, используя графический метод решения слабо представляют (либо не знают) графики той или иной функции. Для проведения практических занятий по теме «Решение систем алгебраических уравнений» разработана обучающе-контролирующая программа, позволяющая каждому студенту отработать алгоритм решения систем алгебраических уравнений на заданиях различного уровня сложности [1]. Программа реализует известный из психологии принцип обучения «операция—действие—деятельность», и позволяет вывести любого студента на уровень обученности не ниже второго. Эта авторская программа, как и ряд других для других тем, является пропедевтической для использования на занятиях табличного процессора Excel, пакетов MathCAD, MathLab и т.д. с целью решения задач, отражающих специфику будущей профессии студента.
Разработан задачник, который содержит разноуровневые задания для проведения практических занятий в среде табличного процессора Excel, изученного в первой части курса [2], а также для самоподготовки.
Использование информационных технологий в курсе «Математика и информатика» при изучении математики позволяет активизировать деятельность студентов на занятии и создать условия для самостоятельного приобретения студентами знаний за счет: 1) прекрасной наглядности, создаваемой обучающе-контролирующими программами; 2) реализации методики проблемного обучения с использованием авторских обучающе-контролиующих программ; 3) изучения математических моделей различных процессов; 4) автоматизации контроля обученности, что позволяет индивидуально каждому студенту иметь полную и объективную информацию о ходе процесса обучения в реальном масштабе времени, т.е. о его достижениях в ходе занятия.
Активно работающий студент имеет свободу выбора, свободу действий и поступков. Это формирует у каждого студента ответственность за результаты своего труда [3], у некоторых развивает способности к творчеству, и у всех студентов формирует психологическую готовность к самообразованию.
Наиболее сильным студентам предлагается выполнить проекты на материале межпредметных связей.