Понедельник, 23.10.2017, 19:56
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Календарь
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » 2009 » Май » 31 » Модель профессионального образования, ориентированная на саморазвитие и обучение на протяжении всей жизни
Модель профессионального образования, ориентированная на саморазвитие и обучение на протяжении всей жизни
08:16
  В предыдущую  индустриальную эпоху люди могли полагаться на сложившуюся совокупность знаний, поддерживаемых соответствующей системой
образования. Теперь возникла потребность трансформировать эту систему.

  Ключевая роль в этих изменениях принадлежит преподавателю, который не только учит,
но и сам вынужден постоянно учиться.
Однако нынешнее положение преподавателей в
России вызывает тревогу. За последнее десятилетие их социальный статус существенно понизился, материальное положение резко ухудшилось. Чтобы выжить в условиях  набирающего силу капитализма, они вынуждены работать в нескольких организациях. Это ведет к существенному сокращению свободного времени, уменьшению возможностей для собственного развития.

   В прошлом работа человека была более рутинной и предсказуемой. Чтобы занять важное место в иерархии, люди брали на себя значительно большую ответственность, обеспечивая согласованность и планирование работы, которую нижестоящие осуществляли без лишних рассуждений. Следуя установленным порядкам, большинство людей не утруждало себя сложными размышлениями.

   В настоящее время все больше ответственности передается в руки непосредственных
исполнителей. Они все чаще участвуют в принятии решений и разрешении проблем. Если в индустриальном обществе вознаграждались личные усилия работника, то сегодня характер работы вынуждает использовать новые (коллективные) формы организации труда. Такие формы организации открывают новые возможности для сотрудничества и разрешения конфликтов, и их следует учитывать в новой системе образования.

   Современная жизнь предъявляет новые, более высокие требования к человеческой
деятельности. Возрастает количество работ, требующих более высокой подготовки, чем
дает начальное и среднее профессиональное образование.
   Увеличивается число рабочих мест, предполагающих наличие когнитивных навыков и
навыков межличностного общения. В то же время сокращается количество работ, требующих двигательных навыков.
    За последнюю четверть века информационная технология вызвала радикальные перемены
в способе производства и получения знаний. Если автоматизация приводила к деквалификации и упразднению ряда работ, то информатизация делает основные процессы столь очевидными, как сами факты.

  
 Информатизация требует более высокого уровня абстрактного мышления, знания логики, теории аргументации. Существенно изменяется характер трудового контракта. Сокращается число людей,
работающих в течение многих лет в одной и той же организации. Многие становятся частично занятыми. Человеку все чаще приходится менять свою профессию, получать новое образование. Расширение возможности выбора при получении образования становится насущной потребностью нашего времени.
  В современных условиях существенно изменяются установки, ценностные ориентации работников. Работники больше полагаются на собственную инициативу и самооценку, чем на инициативу и оценку других. Они берут на себя ответственность за то, что произошло с ними на работе скорее, чем указывают на внешние обстоятельства. Они стремятся достичь мастерства в своем деле скорее, чем демонстрируют ученическое или подражательное отношение к тому, что делают. Все эти новые ценностные ориентации следует учитывать
в процессе образования.

   Большие объемы информации могут вызвать замешательство, если человек не способен
овладеть ею. В прошлом акцент делался на знании, соответствующим определенной    парадигме. Такое знание отличалось обобщенностью, аналитическим характером, абстрактностью, беспристрастностью и отсутствием контекста. Сегодня, однако,
значительная часть знаний зависит от контекста и нередко понимается как нарратив.
   Люди активно конструируют собственные реальности. Они делают это в реальном
времени, когда воспринимают новые ситуации, с которыми сталкиваются.

  В прошлом образование соответствовало предсказуемой эпохе и опиралось на зубрежку и
повторение уже известного материала. В отличие от прошлого, когда интеллектуальные
способности и изобретательность были необходимы для высоко образованных
профессионалов, сегодня эти качества требуются все большему числу работников на многих рабочих местах. Даже самая простая работа нередко требует достаточно сложных мыслительных операций.   Работа опосредуется абстрактными данными, которые должны визуализироваться в конкретных операциях, связанных с использованием логики и
математики. Люди все чаще работают в самоуправляемых рабочих коллективах. При этом
для работника крайне важно видеть то воздействие, которое принимаемые им решения
оказывают на ход проводимой работы, на ее конечный результат.
  Выпускники учебного заведения могут успешно сдать экзамены, однако это еще не означает, что они научились учиться. Проводимые проверки нередко придают большее значение изложению фактов, чем способности думать. Поэтому призыв "думать и учиться" становится насущной потребностью нашего времени.

  В новых условиях учебная аудитория должна стать стартовой площадкой, куда переносятся
вызовы времени. Такие вызовы дают начало проблемному обучению. Привлекая знания из
разных областей, объединяясь в группы, учащиеся будут искать ответы на вызовы
времени. Им следовало бы предоставить больше возможностей по отношению к их
собственным целям обучения и повысить ответственность за осуществление выбора и
достижение результатов в более раннем возрасте.

Источник:
В.К. Карнаух
Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия
"Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)". Выпуск 1. / Под ред.
Ю.Н. Солонина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.66-67



Просмотров: 614 | Добавил: Slovesnik | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017