Развитие современных образовательных технологий Нетривиальные инструменты обычно сопровождают инструкциями по применению. Инструкции, в свою очередь, предполагают наличие технологий, где данный инструмент необходим и эффективен. Бывает и наоборот – появление инновационного инструмента стимулирует развитие новых технологий. Исходя из этих общих правил, рассмотрим некоторые предложения в качестве инструкций к эффективному использованию новых образовательных инструментов.
Прежде всего – о целесообразном и эффективном применении электронных образовательных ресурсов. ЭОР относятся к учебным материалам, начало которым положила в своё время книга. И хотя мало кому придёт в голову весь урок читать учебник, электронные ресурсы настойчиво пытаются применять в классе. Мотивацию понять можно: в аудитории царит преподаватель, который, естественно, пытается прежде всего улучшить, разнообразить, облегчить собственную работу. Это в некоторой мере удаётся при использовании электронных наглядных пособий (элементарных аудиовизуальных ресурсов), как отдельных, так и выстроенных в виде последовательности – тематической презентации. Но замена живого урока демонстрацией самодостаточных образовательных продуктов выглядит, по меньшей мере, странно. Если ресурс текстографический, то зачем нужен учитель, диктующий учебник? Если ЭОР интерактивный мультимедийный, подспудно возникает ощущение чего-то лишнего.
Кому, например, при демонстрации служит интерактив («дай мне попробовать, и я научусь»)? Преподавателю, но ему как раз учиться не нужно. А учащимся остаётся только мультимедийность, сведённая в данном случае к обычному видеопоказу. Но это ещё полбеды. Пытаясь улучшить ситуацию, преподаватель требует для проведения занятий компьютерный класс. Это действительно необходимое условие полноценного использования инновационных качеств ЭОР. Однако наблюдение за учащимися, увлечёнными работой с персональными компьютерами, наводит на мысль: а зачем здесь преподаватель? Разобраться в путанице и избежать неправильных выводов можно, приняв аксиому: самое ценное для образования время, время общения с Учителем, нельзя отнимать, занимая работой с машиной.
На самом деле, наилучший электронный образовательный ресурс по всем сравнимым составляющим уступает учителю. Действительно, программная часть ЭОР, даже доведённая до уровня экспертной системы, не выдерживает никакого сравнения с человеческими возможностями организации взаимодействия (интерактива) и способностями к творческому мышлению. Например, учитель найдёт понятный ответ даже на неудачно сформулированный вопрос, предложит оригинальное решение задачи. Ожидать подобного от компьютерной программы, которая выполняется в жёстких алгоритмических рамках, не приходится. Справедливо утверждение, что компьютер действует по принципу «что положишь – то получишь». ЭОР рядом с хорошим преподавателем может служить лишь помощником, доставляющим нужные аудиовизуальные фрагменты и экономящим время на сложных вычислениях.
Совсем иная картина в самостоятельной учебной деятельности. До сих пор она была ограничена запоминанием информации, составлением текстов и формул, в целом – операциями с символами. Интерактивный аудиовизуальный контент ЭОР нового поколения открывает принципиально новые возможности.
Прежде всего, «домашнее» задание становится полноценным, его функционал возрастает минимум втрое благодаря возможностям модулей. Принципиально важно, что при этом эффективность самостоятельной учебной работы значительно увеличивается: итоговые знания, умения, компетенции в активно-деятельностном режиме формируются много быстрее, чем при изучении текстовой информации и практике, ограниченной символьными операциями.