Доступно только для пользователей Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
Состав приема - схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.
Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Умение и навык
Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением
Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык
При наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль
за выполнением действий
На уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать)
Общеучебные приемы
1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
• приемы слушания,
• наблюдения,
• рассматривания,
• измерения,
• переписывания,
• зарисовывания,
• планирования работы с учебником
• и другими средствами информации,
• пересказа информации,
• самоконтроля,
• организации учебного общения,
• организации домашней работы и т.п.;
Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.
2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности –
· приемы внимания,
· запоминания;
· оперирования образами,
· представлениями,
· понятиями,
· суждениями,
· умозаключениями,
· мыслительными операциями и действиями;
· приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
· приемы рефлексии и др.
Общие приемы учебной деятельности учащихся
1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.
2. приемы познавательной деятельности в сфере информационных объектов - приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы характерных для информатики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т.д.
Специальные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).
Частные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.