Суббота, 21.09.2019, 19:03
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Форум | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Развитие » Качество обучения » МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Цветкова Ольга Валентиновна,)
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
SlovesnikДата: Вторник, 15.03.2011, 02:52 | Сообщение # 1
Генератор идей
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Репутация: 2
Статус: Offline
http://www.openclass.ru/stories/104004

Обучение начинается не с усвоения множества способов решения тех или иных задач (индуктивный принцип, характерный для традиционной школы), а с овладения общими, универсальными способами решения задач целого класса. Таким образом, один из важнейших принципов построения содержания – дедуктивный (от общего к частному).

 
SlovesnikДата: Вторник, 15.03.2011, 02:52 | Сообщение # 2
Генератор идей
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Репутация: 2
Статус: Offline
Ещё один содержательный принцип – проблематизация, то есть намеренно созданная на уроке ситуация, при которой учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведёт их по пути открытия, делает соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия.
Именно такая поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.
Универсальным методом обучения в системе РО Эльконина-Давыдова является учебная деятельность. Теория учебной деятельности существует как одна из составляющих теории развивающего обучения в целом.
 
SlovesnikДата: Вторник, 15.03.2011, 02:52 | Сообщение # 3
Генератор идей
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Репутация: 2
Статус: Offline
Структура учебной деятельности:
МОТИВ – УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА – ОПЕРАЦИИ – КОНТРОЛЬ –
ОЦЕНКА
Для решения учебной задачи ученик выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.
Отдельно необходимо сказать о специальном действии в системе операций, благодаря которому решаются практически все учебные задачи – МОДЕЛИРОВАНИИ.
Моделирование – важнейшая операция в структуре учебной деятельности и одновременно недостаточно изученный вопрос, вызывающий много споров в процессе построения учебного процесса.
Что такое модель? Чем она отличается от обычной схемы?
В. В. Давыдов дал такое определение модели: « Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов».
Модель отличается от обычной схемы тем, что иллюстрирует не частный случай, а является максимально обобщённой универсальной «иллюстрацией» научного понятия. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта.
Обычная схема, как правило, является определённым частным продуктом, иллюстрацией конкретного случая, средством наглядности, опорой в обучении, в то время как модель – средство изучения объекта.
В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует особый тип уроков – уроки моделирования понятия. Модель рождается в совместной деятельности учащихся, а не предлагается в готовом виде. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм).
В ходе отработки действия внутри способа постепенно сворачиваются, происходит интериоризация (переход действия извне внутрь). Предметное действие (а вместе с ним и понятие) усваивается и становится нашим внутренним достоянием надолго, в отличие от ситуации простого заучивания определённого объёма материала. Это является очень актуальным, поскольку позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Созданные на уроках модели фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий.
Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности.
Систематическая работа по схеме: анализ языкового материала – создание модели – словесное определение понятия – конструирование способа действий с понятием значительно повышает эффективность обучения.
Кроме этого, моделирование (как умение производить символическое замещение способов действий) может являться определённым критерием уровня развития учебной деятельности у учащихся.
Приведём примеры моделей теоретических понятий и соответствующих словесных определений из раздела «Лексикология» 6 класс.
Понятие
Модель
Определение

СЛОВО

< [ ЛЗ + ГЗ ] >
Лексическая единица, выражающая лексическое значение посредством определённой звуковой и буквенной оболочки.


МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО


1. ЛЗ
< [ … ] >
n. ЛЗ


Слово, имеющее более одного лексического значения.


СИНОНИМЫ



< [ ЛЗ + ГЗ ] >
≠ ≠ = =
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова одной части речи, абсолютно одинаковые или близкие по лексическому значению.

АНТОНИМЫ


< [ ЛЗ + ГЗ ] >
≠ ≠ противопо- =
ложное
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова одной части речи с противоположными лексическими значениями.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ


< [ ЛЗ + ГЗ ] >
= = ≠ =
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие абсолютно разные лексические значения.

ОМОГРАФЫ


< [ ЛЗ + ГЗ ] >
= ≠ ≠ =
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова, которые одинаково ПИШУТСЯ, но по-разному звучат и имеют разное лексическое значение.


ОМОФОНЫ


< [ ЛЗ + ГЗ ] >
≠ = ≠ =
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова, которые одинаково ЗВУЧАТ, но по-разному пишутся и имеют разное лексическое значение.

ОМОФОРМЫ

< [ ЛЗ + ГЗ ] >
= = ≠ ≠
< [ ЛЗ + ГЗ ] >

Слова, которые совпадают по звучанию и написанию только в одной ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.
 
SlovesnikДата: Вторник, 15.03.2011, 02:59 | Сообщение # 4
Генератор идей
Группа: Администраторы
Сообщений: 237
Репутация: 2
Статус: Offline
Каждодневное применение самостоятельной работы
Это важное средство активизации учебной деятельности учащихся, повышения их интереса к учению, развития познавательных способностей. Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей:
• целенаправленности,
• строгой последовательности,
• преемственности,
• постепенного нарастания степени сложности,
• сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы,
• проведение небольших творческих работ на 15-20 минут,
• заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности школьника (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).
Систематизация самостоятельных работ
• исполнительские,
• полутворческие,
• творческие,
• самостоятельные работы, "подводящие" к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.).
• самостоятельные работы, связанные с "добыванием" новых знаний на уроке самими учащимися. Ведущий принцип: "ничего не разъяснять того, что дети сами в состоянии понять и в чем они без труда могут разобраться", не делать за ученика то, что "он может и должен сделать сам".
Прием комментированных упражнений
Виды комментирования:
· устное,
· письменное,
· коллективное,
· индивидуальное,
· полное,
· частичное,
· выборочное,
· тематическое.
Комментирование могут вести на уроке как сильные, так и слабые учащиеся, все остальные проверяют себя и контролируют комментатора, чтобы в случае необходимости быть готовыми "подхватить" объяснение.
Выполняемое упражнение может комментироваться одновременно всеми учениками класса: один из учеников зачитывает предложение, арифметический пример, задачу и т.д., а одноклассники поднимают "сигнальные" карточки с обозначением орфограммы, грамматического признака, знака пунктуации, арифметического действия и др.

Виды познавательной деятельности
для учащихся с разными видами памяти
Для учащихся с развитой зрительной памятью:
применяются дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели.
Для учащихся с развитой моторной памятью:
используются частые вызывовы к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на картах,
Для учащихся с недостаточно развитым пространственным воображением:
чаще других предоставляется возможность работать с геометрическими телами, проводить различные измерения.
 
Форум » Развитие » Качество обучения » МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Цветкова Ольга Валентиновна,)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2019