Качество труда
педагога становится основанием для принятия значимых управленческих решений,
причем не только администрацией образовательного учреждения и чиновниками, но и
общественностью. В этой связи становится очевидной необходимость разработки и
внедрения в широкую практику такого способа предъявления учительских
профессиональных достижений, который бы:
а) давал
объективную информацию о реальном качестве работы педагога;
б) был
способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной
деятельности;
в) был бы
понятен не только специалистам, но и гражданам.
Мировой и
отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том,
что всем этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет такой метод предъявления
результативности профессиональной деятельности, как портфолио.
Вместе с тем
как в мировой[1], так и в отечественной[2]
практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической
диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио
– это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей
профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального
поведенияи предназначенный для
оценки уровня профессионализма работника.
Существенным здесь
является перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и
проектирование своей профессиональной траектории. Педагог осуществляет проект собственного
профессионального развития, который имеет долговременный характер,
соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и
результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.
Портфолио созвучно
такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни (longlife
education) обучения. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных
этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития,
помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную
траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится
доказательством роста его профессиональной квалификации.
По первому
направлению аттестации педагогическим работникам края в зависимости от
категории, на которую они претендуют, предлагаются различные обязательные и
вариативные формы первого направления аттестации. С 2010 года планируется в
качестве обязательной формы первого направления аттестации для педагогических
работников всех категорий ввести портфолио.
Задачей
первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной
компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и
навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных
компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся
в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности,
выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего
«личностное развитие и совершенствование педагога». С помощью портфолио можно
оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие
профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей
профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным
требованиям.
Цели введения портфолио как инструмента
мониторинга профессиональных достижений:
-оценочно-стимулирующая;
-развивающая по отношению к учителю;
-развивающая по отношению к образовательной
ситуации.
Задачи портфолио:
1. Основание
для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при
аттестации педагогического работника.
2. Основание
для отнесения педагогического работника к той или иной профессионально-квалификационной
группе. Портфолио - предмет экспертизы при отнесении работника к профессионально-квалификационной
группе и уровням внутри профессионально-квалификационной группы.
3.Основание
для назначения стимулирующих выплат при новой системе оплаты труда. Портфолио
предмет экспертизы при подготовке предложений управляющему совету по назначению
педагогам стимулирующих выплат.
4. Основание
для назначения денежного вознаграждения в рамках конкурса лучших учителей
(ПНПО). Портфолио - предмет экспертизы экспертных комиссий, работающих в
конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО.
Портфолио представляет
собой папку-накопитель как в бумажном виде, так и в электронном.
Требования к профессиональным компетентностям педагога
с учетом
заявленной категории
Представленные в
портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма
педагога. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо познакомиться с тем,
какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио.
[1]Оценка и аттестация кадров образования за
рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и
образовательных учреждений / Под ред. Ю.С.Алферова,
В.С.Лазарева. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
[2]Большая книга о маленькой школе / Под ред.
Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.242.