Продолжил пленарное заседание
Асмолов А.Г., академик РАО, директор ФИРО МоН, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, заслуженный работник высшей школы РФ с выступлением «Разум в сетевом столетии: антропологические перспективы». Он начал с показа книги Станислава Лема «Сумма технологии», в которой показано как компьютеризированный разум может изменить логику развития эволюции человечества. «Эта книга была написана достаточно давно, когда еще не было всех этих технологий, Интернета, но вместе с тем уникальные прогнозы фантастов, таких как Лем, как Азимов, они задали очень интересные воображаемые миры, и эти воображаемые миры сегодня становятся реальностью. Я также показываю вторую книгу, которая менее известна, которая ушла в прошлое и появилась в начале средних веков, эта книга называется «Сумма теологий» и ее автор Фома Аквинский. Прошло не так много времени, чуть менее 1000 лет, как две книги находятся сейчас перед вами, перед вашим сознанием. Почему я принес эти две книги? Когда мы говорим слово «технология», мы, так или иначе, обращаемся к одной инструментальной реальности. Когда же мы с вами говорим о «теологии» в любом смысле этого слова, мы обращаемся к мировоззренческой реальности.
Что происходит сегодня? Сегодня, когда мы обсуждаем проблемы коллективного разума, наше столетие помимо прочих названий получило название века сетевого… Буквально месяц назад, Госдепартаментом США был опубликован доклад, который назывался «Сетевой век или Сетевое столетие: от гонки вооружений к гонке отношений». Я делаю особый акцент на этом - тем самым наш век, помимо постиндустриального века, помимо века информационной гонки и других названий получил еще одно имя – века сетевого столетия. Это неслучайно. Все мы знаем, что развитие цивилизаций зависит от технологий. Мы обманчиво думаем, что технология это лишь средство. Самое опасное сегодня будет заключаться в том, если мы, в контексте образования по прежнему будем называть ИКТ только технологиями, только средствами. Цитируя Выготского – технология рано или поздно превращается в сознание, она меняет реальность. Не только мы создаем технологии. Но и технологии производят нас. Я обращаю внимание на этот тезис, он носит чисто антропологический характер.
Сегодня практически нет исследований, которые бы четко давали панораму, каким образом технологии которые мы используем, приводят к новому антропологическому витку в развитии человечества. И проблема этих исследований состоит в том, что мы должны понять каким образом переходя, как бы ни называли мы пространство вокруг нас – ноосфера, гиперпространство, виртуальное пространство. Каким образом, уходя в это пространство, мы преобразуем это пространство, и это пространство становится средой нашего развития. Вот эта линия исследований она практически находится в зачаточном состоянии. И перед нами стоит уникальная перспектива попытки понять, ч