Среда, 24.04.2024, 14:13
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы и проекты [3]
Документы [2]
Методические пособия [6]
Tag cloud
Национальный проект Образование дистанционное обучение Педсовет НПО сетевое сообщество медицинский колледж СПО педагогический колледж Аттестация эксперимент проект ритм диссеминация здороье сетевые сообщества диктанты когнитивная модель экспертиза стендовый доклад конференция образование мастер-класс Архитектура план урока ок ЦОР информатика конкурс литература Хабаровск Новый Регион колледж вебинар Наша Новая Школа Фестиваль PRO-движение реформа методическая копилка Информационное общество RELARN АПК и ППРО Майкрософт ЮНЕСКО ИКТ заочная школа менеджер визуальное ранжирование методика психология информатизация сайт ОУ университет обучение ФИРО экспериментальная площадка педагогическое мастерство фестиваль ХПК сетевой конкурс тестирование компетентностный подход выставка инновации в образовании кампус
Поиск
Статистика
Профессиональное образование - путь к успеху
Главная » Статьи » Новости профессионального образования » Методические пособия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина: Русский язык
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык в ХПК является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная область «Филология»). Основные задачи курса русского языка:
1. закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
2. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студетов; 
3. закрепить и расширить знания студентов о тексте,
одновременно совершенствуя их умения передавать содержание прочитанного и прослушанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, реферата, доклада, а
также самостоятельно строить текст;
4. дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего образования по русскому языку;
5. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний студентов о стилях, их признаках, правилах их использования;
6. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие студентами содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
7. способствовать развитию речи и мышления, студентов на межпредметной основе, с учетом принципа профессиональной направленности преподавания общеобразовательных дисциплин.
Программа состоит из шести разделов, частично обобщающих знания и умения, ранее приобретенные студентами, и реализующих обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Первые три раздела, посвященные фонетике, лексике и грамматике русского языка направлены на систематизацию и углубление знаний студентов
 
по русскому языку, на овладение ими орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами литературного языка, на стабилизацию их орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
Своеобразие занятий по фонетике, лексике, грамматике в среднем специальном учебном заведении заключается в том, что знания и умения по названным разделам курса не являются единственной и основной целью занятий, а выступают основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне - на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля будущего специалиста со средним специальным образованием.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере проводится параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре, в других - в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунтограмм, коротких справок (которые даются преподавателем и студентами), выполнения упражнений учебного пособия с учетом пробелов в подготовке каждого из студентов, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими студентами, в третьих случаях - проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая студентам построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конструирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Целый урок для работы по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, отводится в редких случаях.
Теоретическое осмысление русского правописания обеспечивается введением понятий «принципы русской орфографии» (морфологический, фонетический, традиционный), «принципы русской пунктуации» (смысловой, или логический, грамматический, интонационный), «функции, назначение русской пунктуации» (завершения предложения, отделения его частей и выделения).
 
Понятия эти не представляют особых трудностей, они сформировываются естественным путем при обучении правописанию. Введение же соответствующих терминов позволяет с иной точки зрения посмотреть на орфографию и пунктуацию, провести широкие обобщения, охватывающие все случаи русского правописания. Рассматривая отделительные знаки препинания, затем разделительные и, наконец, выделительные, студенты систематизируют и все пунктуационные знаки, и правила их применения, убеждаются в многофункциональности некоторых знаков препинания и их взаимозаменяемости. В рассмотрении нуждаются и основные, наиболее типичные случаи, когда пунктуационный знак в предложении не ставится.
Развитие речи, содержание и формы этой части занятий определяются органичным сближением на данном этапе обучения курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых литературных произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия студентами художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации; содержание же ее, предметное содержание, служит в таком случае более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.
Естественно, что те виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, списывание, диктант), отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся анализ текста или его отрывков, сопровождаемый разного рода записями, и составление студентами своего, авторского текста. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием.
 
При работе над разделом «Речь, функциональные стили речи. Научный, публицистический, официально-деловой стили речи» основное внимание сосредоточивается на преобразовании текста и устного сообщения (передача их содержания в виде плана, тезисов, конспекта, аннотации, доклада, реферата) и на овладении научным, публицистическим, официально-деловым стилями речи, имея в виду полноценное восприятие студентами текстов названных стилей речи, овладение средствами этих стилей, их использование при построении собственных текстов.
Научный стиль речи в значительной мере должен осваиваться с привлечением дидактического материала, профессионально значимого для студентов данного образовательного учреждения. Общенаучная и специальная лексика, термины, терминология и профессионализмы, образование терминов, терминологические словосочетания, морфологические и синтаксические особенности научного стиля - все это вопросы, требующие обращения к текстам учебных пособий и дополнительной литературы по избранной студентами профессии, выполнения серии таких заданий по лингвистике научного текста, которые, совершенствуя речевую подготовку студентов, вместе с тем приобщают их к языку специальности, учат продуктивно работать с учебно-научной книгой. Большое значение при этом приобретают анализ функциональных типов речи (повествования, описания, рассуждения) в тексте по специальности, построение структурных схем текста, их типология, воспроизведение текстового содержания на основе построенных схем. Необходимый материал по научному стилю речи и другим стилям содержится в учебном пособии А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: грамматика, текст, стили речи» (любое издание).
Приемы, методы, формы работы по стилям речи определяются указанными выше задачами курса. Возрастает (по сравнению с основной школой) роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких как составление плана, тезисов, подготовка реферата, написание аннотации, рецензии, самостоятельный анализ художественного, публицистического, научно-учебного текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе
 
самостоятельного изучения произведения или его отрывка (по плану, предложенному преподавателем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и других жанрах, ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей.
Принципиальное значение приобретают различные виды лингвистического разбора с использованием литературоведческих понятий. В них находят отражение и знания студентов по русскому языку, по литературе, и их умения. Во всех видах разбора усиливается практическая его направленность: связь лингвистических знаний с орфографией, пунктуацией, стилистикой, особенностями языка художественного произведения, с речевой деятельностью студентов.
Раздел «Наука о русском языке», предусмотренный нормативными документами Министерства образования РФ, потребует обобщения ранее приобретенных сведений о языке и речи, о русском языке, о выдающихся ученых-русистах и использования дополнительной литературы, обращения к литературе об ученых-русистах. Используемые при этом тексты будут служить дидактическим материалом для работы над научным стилем речи, совершенствования устной и письменной речи студентов, стабилизации их орфографической и пунктуационной грамотности.
Программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и примерной программы по русскому язык для ССУЗ, утверждённой Министерством образования РФ, Москва, 2002г.


Категория: Методические пособия | Добавил: Slovesnik (20.06.2009) | Автор: Мальцева Н.В.
Просмотров: 6279 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 1
1 Людмила  
0
Очень великолепная вещь!!! Большущее Вам СПАСИБО!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024